Кто придумал ноты?
Изобретение письменности позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку.
Оба этих изобретения являются одними из важнейших, фундаментальных открытий в истории развития человечества, которые по значимости можно сравнить с добыванием и использованием огня.
Всем известные — До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — как они появились, и что вообще обозначают эти буквы?
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах-бенедиктинец, теоретик музыки и педагог Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо 990−1050), живший в небольшом городке Ареццо, неподалеку от Флоренции.
В здешнем кафедральном соборе брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.
Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это — первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes
(В переводе с латинского: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»)
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).
Изобретя ноты, Гвидо обучил своих учеников этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. Теперь достаточно было записать этими условными знаками всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Это позволило значительно сократить время обучения певчих: вместо десяти лет — два года.
Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе позже была воспринята в России, в США и ряде других стран, и сохраняет свою актуальность до наших дней.
Помимо всего прочего, Гвидо принадлежит и огромная заслуга в прогрессе письменной части нотной грамоты. Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.
Впоследствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.